Интегрированный годовой отчет • 2021

Обзор регуляторной среды

Основными законодательными актами РК, регламентирующими деятельность АО «Казахтелеком», являются Предпринимательский кодекс РК, Законы РК «О связи», «О естественных монополиях», «Об акционерных обществах».

Предпринимательский кодекс РК (далее — ПК)определяет правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу предпринимательства в РК, регулирует общественные отношения, возникающие в связи с взаимодействием субъектов предпринимательства и государства, в том числе государственным регулированием и поддержкой предпринимательства.

В ПК вносились изменения разного характера в течение 2021 года.

В соответствии с Законом РК от 02.01.2021 года ПК дополнен статьей 25-1, согласно которой для предоставления субъектам предпринимательства и иным лицам информации о благонадежности и добросовестности бизнес-партнеров Национальная палата предпринимателей РК создает и ведет реестр бизнес-партнеров. Законом РК от 15.11.2021 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственных закупок, закупок недропользователей и субъектов естественных монополий, связи, автомобильного транспорта, обороны и финансирования науки» (введен в действие с 1 января 2022 года) пункт 13 статьи 28 ПК дополнен информацией субъекта предпринимательства, относимой к общедоступной, а именно: информация по проводимым государственным закупкам и закупкам субъектов квазигосударственного сектора, за исключением организаций, входящих в структуру Национального Банка РК, и юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку РК или находятся в его доверительном управлении, в том числе сведения о планах, объявлениях, участниках, итогах, заключенных договорах, исполнении договорных обязательств и оплате, а также информация по местному содержанию, за исключением сведений, составляющих государственные секреты в соответствии с законодательством РК о государственных секретах и (или) содержащих служебную информацию ограниченного распространения, определенную Правительством РК.

Законом РК от 27.12.2021 года ПК дополнен главой 23-1 «Государственная поддержка инновационной деятельности», где дается понятие и содержание инновационной деятельности, установлены цель, задачи и основы государственной поддержки инновационной деятельности. При этом, согласно статье 241-3 ПК, к субъектам инновационной системы, участвующим в государственной поддержке инновационной деятельности, относятся национальный институт развития в области инновационного развития и иные юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо либо косвенно принадлежат государству, уполномоченные на реализацию мер государственной поддержки инновационной деятельности. Статьей 241-7 ПК установлены меры государственной поддержки инновационной деятельности.

С 1 января 2023 года в соответствии с Законом РК от 30.12.2021 г. глава 7 ПК будет дополнена статьей 83-1 «Реестр обязательных требований в сфере предпринимательства». Под реестром обязательных требований в сфере предпринимательства понимается общедоступная база данных регуляторных актов в разрезе сфер регулирования предпринимательской деятельности. Под регуляторными актами для целей данной статьи понимаются действующие нормативные правовые акты, а также иные документы, содержащие в соответствии с законодательством РК требования, обязательные для исполнения субъектами предпринимательства.

В реестр требований включаются действующие регуляторные акты, содержащие требования, обязательные для исполнения субъектами предпринимательства, в соответствующих сферах регулирования. Формирование и ведение реестра требований осуществляются уполномоченным органом по предпринимательству на базе Единой системы правовой информации.

В соответствии с Законом РК от 03.01.2022 года с 01.07.2022 года вводится в действие новая редакция статьи 193 ПК «Государственная монополия и специальное право». При этом специальным правом является исключительное или преимущественное право субъекта рынка, закрепляемое законом, на производство, реализацию и (или) покупку какого-либо товара на конкурентном рынке. Субъектом специального права может быть государственное предприятие, акционерное общество, товарищество с ограниченной ответственностью, определенное в порядке, установленном Правительством РК. Определение субъектом специального права юридического лица, менее ста процентов акций (долей участия в уставном капитале) которого прямо или косвенно принадлежат государству, допускается только при невозможности определения субъектом специального права юридического лица, 100% акций (долей участия в уставном капитале) которого прямо или косвенно принадлежат государству. Также устанавливаются ограничения для субъектов государственной монополии, специального права.

Наиболее значимым является положение статьи ­176-1 ПК, которое вводится в действие данным Законом с 07.03.2022 года. Данной нормой предусматривается введение механизма доступа к Ключевой мощности. Так пунктом 1 статьи 176-1 ПК устанавливается, что ключевой мощностью являются товар, объект инфраструктуры субъекта рынка, занимающего доминирующее или монопольное положение, без доступа к которым другие субъекты рынка не могут осуществлять производство и (или) реализацию товара (работы, услуги) на соответствующем или смежном товарном рынке. В рамках данной нормы Компания, а также ее дочерние компании, в том числе АО «Кселл» и ТОО «Мобайл Телеком Сервис» будут вынуждены предоставить другим субъектам рынка для пользования свою сеть телекоммуникации, сеть сотовой связи, РЧС и другую инфраструктуру, которые будут признаны ключевой мощностью на условиях, определенных антимонопольным органом.

Закон РК «О связи» (далее — Закон о связи) устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории РК, определяет полномочия государственных органов по регулированию данной деятельности, права и обязанности физических и юридических лиц, оказывающих или пользующихся услугами связи.

В Закон о связи внесены изменения Законом РК от 15.11.2021 года. Так, статья 12, регламентирующая общие положения по распределению радиочастотного спектра, выделению и присвоению (назначению) полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов), дополнена нормой в пункте 6, согласно которой физические и юридические лица, получившие разрешения на использование радиочастотного спектра, выданные для организации широкополосного доступа к услугам связи, обязаны в срок не более двух лет с момента получения таких разрешений обеспечить наличие технической инфраструктуры для предоставления доступа к услугам связи, соответствующим минимальным пороговым значениям по качеству, не менее тридцати процентов населения в каждом населенном пункте на территории использования выданных разрешений.

Такое требование не распространяется на операторов связи, принявших на себя обязательства в рамках выданных уполномоченным органом разрешений на использование радиочастотного спектра по обеспечению услугами связи населенных пунктов и (или) территорий в соответствии с частью второй пункта 6 статьи 12 Закона о связи.

Дополнено основание для прекращения действия разрешения на использование радиочастотного спектра: отсутствие технической инфраструктуры, обеспечивающей условия для предоставления широкополосного доступа к услугам связи не менее тридцати процентов населения в каждом населенном пункте и (или) на территории использования выданного разрешения на использование радиочастотного спектра по истечении двух лет после его получения (подпункт 5) пункта 8-1 статьи 12).

В пункте 9 статьи 12 Закона о связи закреплено, что порядок оформления и выдачи разрешения на использование радиочастотного спектра определяется уполномоченным органом.

Основными целями Закона РК «О естественных монополиях» являются определение правовых основ, обеспечение гласности и прозрачности процедур государственного регулирования деятельности в сферах естественных монополий, обеспечение защиты интересов потребителей и субъектов естественных монополий, стимулирование повышения качества регулируемых услуг и удовлетворения спроса на них.

В соответствии с Законом РК от 02.01.2021 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам восстановления экономического роста» статья 25 дополнена пунктом 6-1, согласно которому субъекты естественной монополии предоставляют информацию Национальной палате предпринимателей РК для создания, ведения и использования реестра бизнес-партнеров в порядке, определяемом Правительством РК.

Также следует отметить, что Законом РК от 30.12.2021 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам торговой деятельности, развития биржевой торговли и защиты персональных данных» (вводится в действие с 02.03.2022 года) в части законодательства в области персональных данных и их защиты существенно расширяются функции уполномоченного органа. В рамках таких полномочий уполномоченный орган вправе принимать ряд подзаконных актов по вопросам сбора и обработки персональных данных, которые могут существенно изменить существующий порядок сбора и обработки персональных данных, доступа к персональным данным, находящимся в государственных базах данных.

Кроме того, в 2021 году внесены различные изменения общего характера в некоторые законодательные акты РК, используемые в деятельности АО «Казахтелеком», такие как Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Закон «О рынке ценных бумаг», Закон «О разрешениях и уведомлениях», Закон «Об акционерных обществах».